RU UK

Эксперимент: Известным СМИ за деньги согласились сделать публикацию “чернухи”

0

17.07.19 22:15

Автор MC Today Юля Демченкова проверила на собственном опыте, как работает схема размещения в СМИ заказных материалов. Она представилась помощницей народного депутата, написала несколько десятков писем в общенациональные СМИ и спросила, сколько будет стоить очернить оппонента, снять неугодную нам статью и разместить материал без плашки «Реклама».

Далее приведены слова автора эксперимента, которая рассказывает как все происходило.

За пять минут я создала почтовый ящик на ukr.net, с которого стала писать в коммерческие отделы украинских СМИ. Я задавала три вопроса: можно ли убрать невыгодные для «нашего кандидата» материалы, опубликовать нужные ему сюжеты без пометок «Реклама» и им подобных и выпустить материалы про наших оппонентов.

После того как мне отвечали, я просила коммерческие отделы редакций опубликовать статью, в которой мы с редактором представили себя в роли Russia Today. Для статьи я выбрала Давида Брауна (Арахамию) — волонтёра, основателя двух IT-компаний (TemplateMonster и Weblium), числящегося под номером четыре в списке партии Зеленского и (это важно!) грузина по национальности.

«Давид Георгиевич родился в Гаграх — городе, который в 90-х сражался с грузинскими войсками за принадлежность к России».

Мы выдумывали как могли.

«В 2014-м Арахамия назвался волонтёром, основал “Народный проект” для помощи АТО и… всего год спустя купил себе виллу в Сан-Тропе. Как нам удалось узнать, в новых соседях у Давида одиозный российский олигарх Олег Дерипаска и несколько беглых экс-лидеров ЛНР и ДНР, которые в первые годы войны разграбили Донбасс до нитки».

Ответы начали приходить сразу. Первыми откликнулись «Вести».

На деле упомянутый выше материал без плашки «Реклама» стоит у «Вестей» 16,2 тыс. грн, c пометкой «Актуально» – 9,6 тыс грн. На самом сайте информация о том, что раздел «Актуально» рекламный, есть только в правилах пользования. Материалы в нем выглядят точно так же, как и редакционные, например, вот этот.

Издание «Вести», как и UBR, входит в медиахолдинг «Вести Украина», которым владеет Ольга Семченко — гражданская жена Александра Клименко, который был министром доходов и сборов при Януковиче.

Следующие, кто откликнулись, – NewsOne. До октября 2018 года порталом управлял Андрей Портнов, экс-замглавы администрации президента во времена Януковича. Когда в 2017-м экс-владелец холдинга «Вести» и главный редактор strana.ua Игорь Гужва проходил по делу о неуплате налогов, его защищал именно Андрей Портнов. Нынешний собственник канала – депутат от Оппозиционного блока Тарас Козак.

Коммерческий директор NewsOne не согласился на публикацию статьи. «В этой статье много обвинений, которые не подтверждены», – ответил наш собеседник. Если мы перепишем материал и добавим источники информации, то всё в порядке. Цена вопроса – $1500.

С аналогичным предложением мы пришли в некогда принадлежавший, по данным СМИ, экс-главе Нацбанка Сергею Арбузову «Капитал». Чиновник находился у власти все при том же Януковиче.

Нам предложили сделать републикацию нашего произведения, если статья выйдет в других СМИ (далее мы убедимся, что это не проблема), а также прислали презентацию с вариантами «чёрного пиара» в 70 изданиях. Некоторые из них упоминаются ниже в тексте.

«Провокации, «троллинг», генерация компромата онлайн откроют безграничные возможности для анонимной борьбы с конкурентами и идеологическими врагами», – пишут в «Капитале». Вышеописанную статью для «Капитала» назвали слишком «серой», однако предложили разместить ее на inpress.ua и vz.ua по $150 за каждый ресурс.

А также сообщили, что «плотно работают с национальным порталом delo.ua»

После выхода публикации PR-служба Delo.ua прислала свою позицию относительно материала. «Причин, по которым третьи лица, не имеющие отношения к редакции, ссылались на наш деловой портал в переписке с вами, мы не знаем, тем более, что письмо могло быть “фейковым” – о чем свидетельствует адрес отправителя. Никакого сотрудничества с изданием “Капитал” по состоянию на 17 июля 2019 года не было», – сообщили в пресс-службе медиа.

«Дело» и «Капитал» связывают общие руководители. В 2019-м году холдинг «Экономика+», в который входит delo.uaкупил советник командующего Нацгвардии Украины и сооснователь центра PATRIOT Константин Паршин, а новым руководителем стал бывший гендиректор «Капитала» Илья Чудновский.

Бывший шеф-редактор «Капитала» – Александр Бердинских – был также главным редактором «Экономических известий» и сооснователем журнала «Деньги». В 2018-м издание «Экономические известия» попало в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, после чего они стали называться «Экономические новости» и переехали на домен enovosty.com.

Также:  Видео ночного ограбления инкассаторов в Одессе

В «Экономических новостях» сходу согласились опубликовать наши тексты без пометки «Реклама».

К сожалению, статью про Давида Брауна там разместить не согласились.

Одна из причин, по которой я выбрала Давида Брауна для своей «разгромной» статьи, — вопрос, какие СМИ готовы пройтись по национальности кандидата.

Без правок статью принял Bagnet. Всего за 10 тыс. грн.

Устав от попыток разместить чернуху, я написала в UNIAN, попросив коммерческий отдел издания убрать текст с заголовком «Головний “євробляхер” України попався на їзді тротуаром (відео)».

Замглавы рекламного отдела Юрий Пономарев сперва поговорил со мной по телефону, после чего прислал СМС с личной почтой и запросил за удаление статьи $2000.

Довольно неожиданно оказалось, что без пометки «Реклама» (но, например, с пометкой «Про выборы 2019» – прим. ред.) можно публиковать материалы в Liga.net

(В Liga.net отказались публиковать материал про Давида Брауна, об этом пойдет речь далее. Это дополнение появилось после публикации текста и мы не хотим, чтобы у читателя сложилось впечатление, что в Liga.net согласились опубликовать вышеупомянутую статью –прим. ред.).

В 2016-м на ресурсе выходил материал авторства Петра Шуклинова «Как отличить новостные медиа от сомнительных ресурсов».

«На “Лиге” есть возможность публикации материалов с пометкой “Про выборы 2019”, пример по ссылке», – ответили мне в коммерческом отделе издания. За эту услугу там запросили 20 тыс. грн. Статья подается как обычная новость о выборах. Наш собеседник отвечал с email-адреса на домене adlove.ua – рекламного агентства, входящего в холдинг Ligamedia, который, в свою очередь, входит в группу компаний ЛІГА.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Пометка о том, что статьи с плашкой «Про выборы 2019» являются рекламными, присутствует в «подвале» сайта. Насколько это вводит или не вводит в заблуждение читателя, оставим на совести коммерческого отдела издания.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

В Liga.net сразу сказали, что «снять» неугодную нам статью за деньги нельзя.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Петр Шуклинов писал: «Если речь о подрыве репутации третьих лиц, черном пиаре или проблеме, выходящей за рамки компетенции политика – такое сообщение не появится даже с рекламной пометкой».

Но, как выяснилось в ходе переписки, если «материалы будут правдивые и без оскорблений кандидатов», то в Liga.net рассмотрят возможность размещения информации про оппонентов за деньги.

Нашу статью, даже в немного сокращенном варианте, в Liga.net публиковать отказались, пояснив, что «редакция такое не опубликует», но сообщили, что ряд их партнеров подумает над публикацией, если я предоставлю доказательства.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

После выхода материала главред Liga.net Борис Давиденко объяснил свою позицию. Текст доступен по этой ссылке.

Из «Нового Времени» ответила вежливая девушка Ирина, которая вместо подходящего к случаю «Да вы охренели?» написала, что «рада заочному знакомству», но что даже с плашкой «Реклама» большинство политических новостей редакция не примет.

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Многие СМИ не ответили вообще, чуть больше десятка писем вернулись с отметками о проблемах с доставками письма. Но «Новое Время» – это единственное издание, где отказали без оговорок. В общем, молодцы.

По рекомендации юристов мы убрали имена, личные телефоны и email-адреса сотрудников редакций со скринов. Те контактные данные, которые есть в открытом доступе, а также обезличенные адреса в материале остались. Полная переписка со всеми вышеупомянутыми лицами есть в распоряжении редакции.

Вместо итога

Украинские медиа – не первые и не последние в перечне источников фейковой информации. На скрытую рекламу соглашаются не только СМИ, но и популярные блогеры, и лидеры мнений. Об этом, правда, без привязки к политике, MC Today писал еще в 2016-м.

Вот главные украинские «джинсовики» в предвыборный период (данные «Института массовой информации»).

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

Об одной из таких ситуаций, где команда Петра Порошенко развернула кампанию по черному пиару в Фейсбуке, весной писали журналисты theBabel.

Схема простая и надежная: пишется фейковая новость или снимается фейковое видео, информация публикуется на «дружественных» страницах, вливаются деньги в раскрутку постов.

Вот главные заказчики «чернухи» (данные ИМИ).

Эксперимент: мы предложили известным СМИ деньги за публикацию чернухи о Давиде Брауне. Они согласились

И еще: насколько я знаю, Давид Браун (Арахамия) – хороший и порядочный человек. Надеюсь, он простит нас за бредовую статью, которую я о нем написала для нашего эксперимента.

Редакция MC Today благодарит юридическую компанию Axon Partners и лично Диму Гадомского и Владимира Присяжнюка за помощь в подготовке материала.

Поделиться:

Популярное